ПЕРЕД БУРЕЙ  

ЗНАМЯ ТРЕТЬЕ. 1925 год. Гражданская война окончена. Страна занята мирным строительством, укреплением своих Вооруженных Сил. Рабочие и служащие Ленинградского авиационного завода «Красный летчик» берут шефство над 1-й Отдельной советской эскадрильей и вручают ей свое Знамя.

ЗНАМЯ ЧЕТВЕРТОЕ. 1929 год. Эскадрилья добивается больших успехов в боевой и политической подготовке. Центральный Исполнительный Комитет СССР 10 февраля постановляет:
«… вручить революционное Красное Знамя 1 авиационной эскадрилье, как знак призыва к постоянной готовности выступить на защиту завоеваний социалистической революции.
Председатель ЦИК СССР М. Калинин. Народный комиссар по военным и морским делам и председатель РВС К. Ворошилов».
В Великую Отечественную войну на этом знамени было начертано «Смерть немецким оккупантам!»

По полям России еще гуляли студеные январские метели, но людям чудилась весна: утихли бои. Многие солдаты вернулись к родным очагам. И только на аэродромах в тон метелям гудели моторы. Летчики, казалось, не признавали передышки. Словно перед новой бурей, они готовили себя и машины к более тяжким испытаниям. В январе 1922 года 1-й истребительный авиадивизион прошел новую переформировку. В его состав вошел такой же дивизион, содержавший в себе костяк 11-го корпусного авиаотряда, которым до своей гибели командовал легендарный русский летчик Петр Николаевич Нестеров. Основоположник высшего пилотажа, выполнивший впервые в мире «мертвую петлю», первым применивший неведомый ранее боевой прием – воздушный таран, оставил после себя целую плеяду учеников и последователей. Родилась отдельная эскадрилья истребителей.
Нестеровцы принесли с собой не только память о своем командире и учителе, но и его беспредельную любовь к авиации, непрерывное стремление к новаторству. Этому учили пилотов и Павлов, и сменивший его Сапожников, и пришедший после него Кожевников. Летать выше, дальше, быстрей стало традицией.
Кожевников требовал, чтобы эскадрилья летала по большому спросу. И она летала много, упорно, в трудных по тому времени условиях. О ней заговорили в войсках. Особенно популярной эскадрилья стала после того, как на правах лучшей она удостоилась чести продемонстрировать свое мастерство на первомайском параде в Москве. Тысячи москвичей и гостей столицы рукоплескали советским асам.
В это время в авиаэскадрилью пришел служить тогда еще малоизвестный летчик Валерий Чкалов. Он быстро завоевал высокий летный авторитет. Летал смело, искал новые формы боя, докапывался до нестеровских «секретов». В одном полете он должен был расстрелять поднятый в воздух шар. Попробовал из одного пулемета – задержка. Открыл огонь из второго – неудача. Ни с чем возвращаться на аэродром? Это не в характере Чкалова. Подведя самолет вплотную к шару, он уничтожил его винтом. Чкалова вызвали на объяснение к командиру.
– Я действовал, как Нестеров, – ответил летчик. – И впредь, если откажут пулеметы или кончатся боеприпасы, буду уничтожать врага тараном.
В январе 1925 года за выдающиеся заслуги перед Родиной эскадрилье было присвоено почетное наименование – имени В.И. Ленина, а в десятилетие Советских Вооруженных Сил ее наградили орденом Красного Знамени.
Служил здесь и еще один легендарный авиатор – Анатолий Серов. Мастер воздушного боя, ювелир высшего пилотажа. Это он демонстрировал на парадах высочайшее летное искусство. Свое мастерство и мужество Серов в полной мере показал позже в небе Испании. За подвиги в тех трудных боях он был удостоен звания героя Советского Союза.
Под знаменем Первой истребительной мужал первый в стране дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец. О его подвиге на Халкин-Голе узнала вся страна. В воздушном бою был сбит его товарищ. Он опустился на парашюте. Грицевец садится рядом на своем И-16 и, взяв на борт своего боевого друга, взлетает на виду у бегущих к самолету самураев…
А великая буря приближалась. Ее дальние отголоски уже носились над Европой. Мы, летчики, готовились встретить ее во всеоружии. Авиация перевооружалась. К 1938 году отечественной авиационной техники появилось столько, что можно уже было переходить от эскадрилий к полкам. Одним из таких полков и стала отдельная авиаэскадрилья. На смену старым машинам приходили новые, маневренные истребители. Полк ждал боевого сигнала.

Маршал авиации Е. САВИЦКИЙ, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР.


Назад
Далее



Сайт управляется системой uCoz