ЗНАМЯ ТРЕТЬЕ. 1925 год. Гражданская война окончена. Страна занята мирным строительством, укреплением своих Вооруженных Сил. Рабочие и служащие Ленинградского авиационного завода «Красный летчик» берут шефство над 1-й Отдельной советской эскадрильей и вручают ей свое Знамя.
ЗНАМЯ ЧЕТВЕРТОЕ. 1929 год. Эскадрилья добивается больших успехов в боевой и политической подготовке. Центральный Исполнительный Комитет СССР 10 февраля постановляет:
«… вручить революционное Красное Знамя 1 авиационной эскадрилье, как знак призыва к постоянной готовности выступить на защиту завоеваний социалистической революции.
Председатель ЦИК СССР М. Калинин. Народный комиссар по военным и морским делам и председатель РВС К. Ворошилов».
В Великую Отечественную войну на этом знамени было начертано «Смерть немецким оккупантам!»
По полям России еще гуляли студеные январские метели, но людям чудилась весна: утихли бои. Многие солдаты вернулись к родным очагам. И только на аэродромах в тон метелям гудели моторы. Летчики, казалось, не признавали передышки. Словно перед новой бурей, они готовили себя и машины к более тяжким испытаниям. В январе 1922 года 1-й истребительный авиадивизион прошел новую переформировку. В его состав вошел такой же дивизион, содержавший в себе костяк 11-го корпусного авиаотряда, которым до своей гибели командовал легендарный русский летчик Петр Николаевич Нестеров. Основоположник высшего пилотажа, выполнивший впервые в мире «мертвую петлю», первым применивший неведомый ранее боевой прием – воздушный таран, оставил после себя целую плеяду учеников и последователей. Родилась отдельная эскадрилья истребителей.
Нестеровцы принесли с собой не только память о своем командире и учителе, но и его беспредельную любовь к авиации, непрерывное стремление к новаторству. Этому учили пилотов и Павлов, и сменивший его Сапожников, и пришедший после него Кожевников. Летать выше, дальше, быстрей стало традицией.
Кожевников требовал, чтобы эскадрилья летала по большому спросу. И она летала много, упорно, в трудных по тому времени условиях. О ней заговорили в войсках. Особенно популярной эскадрилья стала после того, как на правах лучшей она удостоилась чести продемонстрировать свое мастерство на первомайском параде в Москве. Тысячи москвичей и гостей столицы рукоплескали советским асам.
В это время в авиаэскадрилью пришел служить тогда еще малоизвестный летчик Валерий Чкалов. Он быстро завоевал высокий летный авторитет. Летал смело, искал новые формы боя, докапывался до нестеровских «секретов». В одном полете он должен был расстрелять поднятый в воздух шар. Попробовал из одного пулемета – задержка. Открыл огонь из второго – неудача. Ни с чем возвращаться на аэродром? Это не в характере Чкалова. Подведя самолет вплотную к шару, он уничтожил его винтом. Чкалова вызвали на объяснение к командиру.
– Я действовал, как Нестеров, – ответил летчик. – И впредь, если откажут пулеметы или кончатся боеприпасы, буду уничтожать врага тараном.
В январе 1925 года за выдающиеся заслуги перед Родиной эскадрилье было присвоено почетное наименование – имени В.И. Ленина, а в десятилетие Советских Вооруженных Сил ее наградили орденом Красного Знамени.
Служил здесь и еще один легендарный авиатор – Анатолий Серов. Мастер воздушного боя, ювелир высшего пилотажа. Это он демонстрировал на парадах высочайшее летное искусство. Свое мастерство и мужество Серов в полной мере показал позже в небе Испании. За подвиги в тех трудных боях он был удостоен звания героя Советского Союза.
Под знаменем Первой истребительной мужал первый в стране дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец. О его подвиге на Халкин-Голе узнала вся страна. В воздушном бою был сбит его товарищ. Он опустился на парашюте. Грицевец садится рядом на своем И-16 и, взяв на борт своего боевого друга, взлетает на виду у бегущих к самолету самураев…
А великая буря приближалась. Ее дальние отголоски уже носились над Европой. Мы, летчики, готовились встретить ее во всеоружии. Авиация перевооружалась. К 1938 году отечественной авиационной техники появилось столько, что можно уже было переходить от эскадрилий к полкам. Одним из таких полков и стала отдельная авиаэскадрилья. На смену старым машинам приходили новые, маневренные истребители. Полк ждал боевого сигнала.
Маршал авиации Е. САВИЦКИЙ, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР.