ЯРОСТЬ БЛАГОРОДНАЯ  

ЗНАМЯ ПЯТОЕ. 1941 год. Полк прибывает в г. Н. за получением новой техники. Трудящиеся города, приветствуя первых летчиков-гвардейцев, вручает им свое шефское Красное Знамя. В постановлении исполкома горсовета говорится:
«Учредить переходящее Красное Знамя… лучшему подразделению 1-го гвардейского… авиационного полка».

ЗНАМЯ ШЕСТОЕ. 1941 год. Битва под Москвой. В ней отличился 29-й Краснознаменный, ордена Ленина истребительный авиаполк. Приказом НКО № 347 от 6 декабря 1941 года полк первым из авиационных частей преобразован в гвардейский. Ему вручено гвардейское знамя.

Полк стоял на Дальнем Востоке. Война полыхнула с запада. Но полк еще накануне подняли по тревоге и направили навстречу пламени. Предстояло преодолеть расстояние в 10 тысяч километров. Задача не из легких. И все же истребители то железнодорожным транспортом, то лётом пробились через тайгу, горы, дождь, туман. С ходу вступили в бой под Великими Луками. Боевой счет полка открыл младший лейтенант Иван Юхимович. Он сбил тогда вражеский бомбардировщик.
Летали почти беспрерывно. На передышку оставалось лишь время заправки и подготовки машин. За месяц счет боевых вылетов у каждого летчика перевалил за сотню. Нередко приходилось биться в одиночку с тремя-четырьмя «мессершмиттами». Кончался боезапас – шли на таран. Пылала машина – поступали так, как любимец полка коммунист Александр Попов.
В тот день лейтенанты Попов, Муравицкий и Хомусько вылетели на разведку танковой группировки противника. Прямо по курсу темнели полосы дождя. Пришлось снижаться до бреющего. Но, несмотря на плохую видимость, разведчики обнаружили скопление танков, артиллерии, автомашин. Цели нанесли на карту. Теперь домой. Но, как потом докладывал лейтенант Хомусько, на обратном пути на них навалилась целая стая фашистских истребителей. На каждый советский самолет приходилось по пяти вражеских. Завязался жестокий бой.
На последних каплях горючего дотянут до аэродрома лейтенант Хомусько. Вторым на следующий день пришел раненый Муравцкий. Попов не вернулся. Наутро поступило донесение из штаба 29-й армии: «Летчик пытался перетянуть через линию фронта, но, видимо, на самолете отказал мотор. Тогда летчик изменил решение, повернул горящую машину в район сосредоточения танков и спикировал на них».
Крылатым Данко фронт назвал комиссара эскадрильи Н. Дудина. В паре с командиром эскадрильи капитаном Тормазовым он прикрывал переправу. Завязался воздушный бой с четверкой «мессершмиттов». Дудин с первой атаки сбил одного. На самолете Тормазова в это время загорелся подвесной бак.
Летчик резким скольжением сбил пламя и устремился на помощь Дудину. Меткой очередью он отправляет на землю одного «мессершмитта», но и сам попадает под ответный огонь. Машина повреждена. Приходится идти на вынужденную посадку.
Дудин остается один. Напряжение боя нарастает. Два Ме-109 атакуют его с разных сторон. Кончились боеприпасы. Отступать? Нет! Таранить! Дудин резко разворачивается, винтом рубит плоскость «мессеру» и выбрасывается на парашюте. Комиссар эскадрильи повторил бессмертный подвиг своего однополчанина Петра Нестерова. Таранный удар в одном из боев нанес врагу и летчик Муравицкий. Он стал Героем Советского Союза.
Бои шли на ближних подступах к Москве. Наши сердца наливались гневом и отвагой. Мы готовы были жизнь отдать, лишь бы остановить и разгромить врага. Полк непрерывно наносил удары по колоннам танков, пехоте артиллерии, всеми силами помогая наземным войскам. Мужество и отвагу в этих боях показали летчики Федотов, Чистяков, Петров, Волошин, Гребенев, Мигунов, Бондарец, Хитрин, Мотыльков.
Особенно отличился Хитрин. Это был мастер штурмовых ударов. Я говорю «был», потому что мы потеряли его при налете на крупную бомбардировку противника, пытавшуюся вклиниться в расположение наших войск. Хитрин погиб за три дня до того, как пришло известие: ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В полку выросло 22 Героя Советского Союза. Воевали гвардейцы-авиаторы не только в воздухе, но и на земле. Вернулся как-то с боевого задания младший лейтенант Бондарец. Посмотрели на его машину и ахнули: не самолет, а решето. Техники насчитали в ней 240 пробоин. Загрустил летчик: на чем лететь завтра? Утром раздалась команда: «Бондарец, готовиться к вылету!»
Вышел он из землянки, гадает: «Чья же машина свободна?» И вдруг видит на стоянке свой самолет! А рядом стоит воентехник 2 ранга Дайнеко, улыбается. Оказывается, пока летчик отдыхал, техник всю ночь латал искромсанную машину… Редко писали в газетах о таких ночных подвигах техников и механиков. Но именно они, эти люди с пылкой душой и золотыми руками, обеспечили полку 11.509 боевых вылетов.
Пройдя боевой путь от Москвы до Берлина, летчики полка уничтожили 347 вражеских самолетов, сотни танков, самоходных орудий, автомашин, не одну тысячу гитлеровцев.
Последний фашистский самолет был сбит полком 8 мая 1945 года. Мы первыми сбросили над Берлином красный вымпел победы.

Генерал-майор авиации запаса А. ЮДАКОВ, бывший командир авиаполка.


Назад
Далее



Сайт управляется системой uCoz