ЗНАМЯ ПЕРВОЕ. 1920 год. Гражданская война. К летчикам прибывает делегация Всероссийского Совета Воздушного Флота. Вручает Красное знамя. В приложенной грамоте говорится: «1-й Истребительный авиаотряд… воздушный застрельщик геройского почина под Казанью, ныне увенчавший себя длинным рядом смертельно-смелых боев, является достойным из достойнейших истребительных отрядов в геройской семье крылатых красных бойцов. Всероссийский Совет Воздушного Флота… дарует свое знамя, в багряном отблеске которого живет яркая кровь погибших красных орлов, – для новых битв и побед за Коммунистический Идеал. Безумству храбрых поется слава».
ЗНАМЯ ВТОРОЕ. 1921 год. Обострилось положение на юге страны.1-й авиадивизион получает распоряжение перебазироваться на Юго-Западный фронт. Одновременно приходит радостное известие – о награждении дивизиона Почетным Революционным Красным Знаменем ВЦИК. В приказе РВС № 558 указывалось по этому поводу, что «обслуживая 8-ю и 10-ю стрелковые дивизии… на Западном фронте, дивизион совершил 127 боевых вылетов общей продолжительностью 237 часов 20 минут… Участвуя непосредственно в боях с противником, сбрасывая во время боя бомбы и обстреливая пулеметным огнем все попадающиеся на пути цели, вносил тем самым панику и расстройство в войска противника и вынуждал их к отходу…»
Красвоенлета Ивана Ульяновича Павлова вызвали в штаб только что созданного Главвоздухфлота.
– Обстановка тяжелая. Для защиты Советской власти войскам нужна поддержка с воздуха. Вам поручается возглавить первую авиагруппу. Комиссаром назначается Васильев.
В тот же день Павлов и Васильев приняли поступившее в их распоряжение хозяйство. Состояло оно из одиннадцати «ньюпоров». Красные военлеты обеспечивали наступление 5-й армии на Казань. Вели разведку в тылу белых, боролись с самолетами противника, бомбили его баржи, пароходы на Волге, наводили страх на неприятельскую конницу. После освобождения Казани участвовали в боях за Симбирск, Сызрань, Уфу. Потом сражались на Южном фронте против Краснова и Деникина.
Созданному на базе авиагруппы истребительному авиадивизиону было приказано обеспечивать боевые действия 8-й и 13-й армий. Не было бензина – Баку находился в руках английских интервентов. Летчики, разъезжая по шахтам Донбасса, разыскали смесь из перегонки каменного угля. Привезли на аэродром две цистерны.
Заправили самолеты. Моторы не запускаются. Добавили спирт. Не работают. Подмешали эфир. Заработали. Испытывать смесь полетел сам Павлов. Испытание закончилось аварией самолета и тяжелой травмой пилота: мотор быстро перегрелся и заклинил.
Наземные войска требовали помощи с воздуха. Что делать? Продолжали добывать смесь и … летали. Павлов, Ингаунис, Гвайта, Сапожников, Петренко ходили на задание 2 – 3 раза в день угарный газ, попадая в кабину, вызывал тошноту, сильные головные боли, но люди не жаловались. Летали. Воевали. Побеждали.
… Но были задания и иного порядка.
Красная Армия вела бои на подступах к Тифлису. В феврале в Армении вспыхнул антисоветский мятеж. Отдельные отряды вместе с Коммунистическими частями Армении вынуждены были оставить Эривань и с боями отходить на юг. Прижатые к иранской границе, войска оказались в очень тяжелом положении. 21 марта 1921 года в Тифлис, в штаб 11-й армии, от окруженных войск Армении поступила следующая телеграмма:
«Продовольствие на исходе. Денежных знаков очень недостаточно. Срочно необходима присылка только на аэроплане 20 пудов золота для обмена на продовольствие. Для спуска аэроплана приготовим площадку в Нахичевани. Обязательными знаками каждой стороны – по три белых квадрата, между ними белая стрела в сторону полета. От выполнения настоящей просьбы зависит наше существование».
Обо всем этом член Реввоенсовета 11-й армии Серго Орджоникидзе немедленно сообщил в Москву. А из Тифлиса он радировал в Нахичевань: на помощь идут части 11-й армии. Вылетает самолет с золотом.
Кому из летчиков поручить столь ответственное задание? Выбор пал на Всеволода Мельникова и Бориса Кудрина. Молодых, боевых летчиков, участников воздушных поединков на фронтах мировой и гражданской войн. Красвоенлеты 1-го дивизиона хорошо были известны своей храбростью и мастерством. Они не раз отмечались в приказах Реввоенсовета республики. Эти летчики только что отличились при наступлении и освобождении нашими частями Тифлиса.
– Но на чем лететь? Не было тогда у нас тогда аэроплана для дальнего полета, – вспоминает Борис Николаевич Кудрин. – Выручили золотые руки механиков. Они из двух трофейных английских самолетов «Хевиленд-9» собрали один.
Двое суток без сна и отдыха мотористы, механики готовили двухместный самолет к полету. Кудрин и Мельников облетали его. Тут же были устранены и недостатки в регулировке машины.
Командир 1-го авиадивизиона Отдельной Кавказской армии (так была переименована 11-я армия), ныне генерал-майор в отставке И.К. Спатарель назначил Всеволода Лукьяновича Мельникова командиром экипажа. На Кудрина легли обязанности штурмана. Три варианта маршрута разработал он. Нанес их на карты. Все продумал до мелочей. Экипаж хорошо понимал всю ответственность задания. Везли золото, оперативные документы отрезанным войскам. Впереди – четыре сотни километров трудного воздушного пути по ущельям, над горами. Большая часть маршрута проходила над территорией, занятой противником. Но о какой вынужденной посадке не могло быть и речи. Золото, документы не должны попасть к врагу.
Ранее солнечное утро 29 марта 1921 года. Из штаба армии под охраной доставлено золото в монетах достоинством в 10 рублей на общую сумму 50.000. Летчики расписались в их получении. Три довольно тяжелых, но не больших по размеру опломбированных мешочка погружены в самолет. Уложены в кабины газеты, листовки, другая литература.
Взлетели. Медленно набрали высоту. Взяли курс на юг. Справа и слева громоздились горы. Вначале солнечное небо не предвещало ничего дурного. Самолет шел строго по намеченному маршруту. Но вот показалась пелена. Размеры ее все возрастали. Перед самолетом образовалась стена облаков. Высота нижней кромки 2.000 метров. Полет проходит под самыми облаками. Впереди – Караклисский перевал, закрытый густыми облаками. Мельников забеспокоился. Перед вылетом, занятый оформлением необычного груза, он не успел подробно ознакомиться с запасными маршрутами. Вот он повернул голову. Взгляд его спрашивал: что делать? Кудрин улыбнулся:
– Разворот влево… – И он показал летчику обратную сторону планшета с картой, на которой был нанесен другой вариант маршрута. На случай, если через перевал нельзя будет лететь. Мельников добродушно ухмыльнулся, погрозил штурману кулаком и повернул от Караклиса влево.
Все дальше вдоль Залинсанского ущелья идет самолет с дорогим грузом. Все выше поднимается он, обходя стороной закрытый облаками перевал. Высота 4.000 метров. Показались голубые воды озера Севан с монастырем на крошечном круглом острове. Повернули на юго-запад. Теперь путь пролегал на Эривань. Появился прекрасный ориентир: заснеженная вершина горы Арарат. Снизились до высоты 1.200 метров. Пролетели столицу Армении.
Борис Кудрин просматривал местность, вел разведку. Вот прошел, словно игрушечный, воинский железнодорожный эшелон, затем бронепоезд. Нанес на карту крупного масштаба расположение пехотных и артиллерийских позиций в районе станции Арарат.
Наблюдая за местностью, Б. Кудрин невольно вспоминал полеты на разведку в тыл вражеских войск. Летал он на одномоторном и одноместном «ньюпоре», на двухместном «сопвиче». Приходилось летать и на знаменитом «Илье Муромце». Еще в июле 1919 года Кудрин вместе с военным комиссаром Ярославского окружного управления воздушного флота М.М. Чугуновым во время подавления мятежа эсеров разбрасывал с самолета прокламации и листовки. В составе авиационной группы особого назначения Б. Кудрин летом и осенью 1919 года участвовал в уничтожении прорвавшейся в тыл наших войск конницы Мамонтова. Несколько раз побывал в тылу врага, садился на занятой им территории, собирал разведывательные данные у местного населения. Однажды восставшие кулаки схватили его. Истязали и почти голым бросили в холодный амбар. В Москве Кудрина считали погибшим. Но он воскрес из мертвых. На четвертые сутки его освободили красноармейцы. Участвовал в военных операциях на польском и врангелевском фронтах. И всюду показал себя бесстрашным бойцом, преданным революции, умелым ее защитником.
… Внизу Нахичевань. Конечный пункт маршрута. Показался аэродром, обозначенный, как и было условлено, тремя большими квадратами и стрелой. Но он так мал, что Мельников сразу не решился садиться. Круг над городом. Но подходящей площадки не видно. Пришлось садиться на ту, что есть. И тут проявилось незаурядное пилотажное мастерство Мельникова.
Пролетев над проводами, он с большой точностью «притерся» к площадке. Самолет катится к границе аэродрома. Показался вал. Летчик резко развернул машину вправо. Левое колесо въехало на вал. Правое крыло оперлось на землю. Самолет, развернувшись, остановился целым и невредимым.
… Ликование было неописуемым. Летчиков на руках подняли из самолета и понесли на передовые позиции.
Золотой рейс! Он яркой страницей вошел в историю 1-го истребительного авиационного дивизиона. А его летчики В.Л. Мельников и Б.Н. Кудрин были награждены за этот перелет орденами Красного Знамени.
Подполковник С. КУДРЯВЦЕВ.